Пиджак
The Jacket

год 2004
страна Германия, США
режиссер Джон Мэйбери
жанр ужасы, фантастика, триллер, фэнтези
время 102 мин.

Ирак, 1991 год. Нарезка мельтешащих кадров военной хроники, бравые американские солдаты, впервые в наступательном движении громящие авторитарный режим диктатора Саддама.

Среди этих баталий уже издалека ясно вырисовывается вояка с легко узнаваемым профилем еврея-пианиста (Эдриан Броуди), который бодро интересуется у чумазого местного парнишки его эмоциональным состоянием. А тот вместо благодарности стреляет доброму дяде в голову. Хулиган. При таком фронтальном контакте пуля непременно должна была бы угодить в лицо, но попала непонятно куда, в результате чего тощий дальше некуда Джек Старкс очнулся в лазарете для мертвых, и благополучно выжил.

Для чего, спросите вы? Ответить на этот вопрос и призван фильм, похожий на неторопливый пассаж опуса о клаустрофобии, и ее последствиях. А так же о последствиях черепно-мозговых травм и терапевтических воздействий на хрупкий психический аппарат. Русские прокатчики пожелали перевести «The Jacket» дословно, как «Пиджак», который на самом деле по ходу действия оказывается смирительной рубашкой. А в эту смирительную рубашку Джек угодил по оплошности: упал, очнулся — память отшибло, рядом, само собой, пистолет, и труп полицейского, который стал трупом благодаря вышеозначенному пистолету. Невменяемого вояку постановили излечить от хвори в предназначенном для этого заведении.

В дурдоме, как водится, во главе персонала два светоча занимают противоположные стороны барьера врачевательской деятельности: врач хороший (Дженифер Джейсон Ли), и врач-садист (Крис Кристофферсон). Плохой врач берется напомнить своему пациенту, каким образом он угодил под его вердикцию, оживив картины преступления в пораженном беспамятством мозге. Многих преступников он изобличил перед их собственной совестью, заставив почувствовать и принять тяжкий груз совершенных злодейств. После чего все они почили вечным сном. Используя новейшие средства психотерапии, доктор Зло прибегает к радикальным средствам пыток, как то: надевает на Джека смирительную рубашку, предварительно накачав его новыми медицинскими препаратами (не тестировавшимися на животных). После чего запихивает подшефного в одиночную, крайне некомфортабельную, темную камеру для покойных.

Однако у героя Броуди не просто пробуждается память о прошлом, но под действием транквилизаторов он начинает видеть будущее, и принимать в нем деятельное участие. Таинственным образом материализовавшись в 2007 году, Джек в ходе поучительной экскурсии узнает о своей смерти, и о том, что может предотвратить печальные последствия чужого равнодушия к внешним факторам риска. Этому способствует встреча с той самой девочкой, которой он помог на снежной дороге в тот роковой день, когда мобилизованный после ранения, шагал в светлое будущее, а угодил прямиком под суд за убийство, которого не совершал. Девочка подросла, стала красавицей Кирой Найтли из нашумевших «Пиратов Карибского моря», и по законам мелодраматического жанра не только помогла Джеку адаптироваться, и адекватно воспринять происходящие метаморфозы, но и принять личное состояние влюбленности.

Итак, что мы имеем? Героя, умудряющегося параллельно существовать в настоящем, и в будущем времени, и в финале шепчущего изобличающий список имен в лицо главному садюге. Перед смертью он успевает совершить пару добрых дел, и умирает, добровольно упав и стукнувшись затылком о твердую поверхность. На этом можно было бы поставить жирную точку. Ан нет. По всей видимости, режиссер побоялся прослыть неоригинальным, из-за чего вместо точки образовался жирный вопросительный знак. Посмотрите сами, и объясните мне: это что — жизнь после смерти? Или выход в другое измененное пространство? Или просто главному герою предусмотрительно не позволили уйти из жизни после столь насыщенного событийного ряда?

В который раз голливудские мастера прошлись железным катком по жанру мистического триллера, разбавив надрывное темное содержание сладкой водицей любовной линии. А смысл выражен в глубоком откровении: живите, и будьте счастливы. Как и поступила раскаявшаяся алкоголичка в исполнении неувядающей Келли Линч. Ставка безусловно была сделана на актерский состав. Но стоит ли смотреть клинические хроники только из-за отличника драматической школы Эдриана Броуди?

Екатерина Русанова

http://www.kinopoisk.ru/images/review/219699_sm_07.jpg http://www.kinopoisk.ru/images/review/219699_sm_091.jpg http://www.kinopoisk.ru/images/review/219699_sm_01.jpg